воскресенье, 18 апреля 2010 г.

Поворот не туда


Нездоровые умы, копошащиеся в углах киностудий и комиксовых издательств, плодят мутантов со страшной силой. Поскольку обладатели здорового образа мыслей и конвертируемых амбиций в трэш-хоррор, если и попадают, то ненадолго, отрасль эта наполнена бездарями и по праву считается низовой. Там не принято блистать изысканной фантазией: есть самый простой способ выработать способ должен быть эффективным. Потому и лезут на экраны все эти мутанты, причем не какие-нибудь немощные ошибки природы, а очень даже дееспособные твари: люди ХХХ, человеки-пауки, черепашки-ниндзя и т.д. При такой ударности темпов мутагенного производства в больших количествах выделяется и побочный продукт, называемый уродами. В "Повороте не туда" злобствуют созданные по урукхайскому образу и подобию каннибалы-автомеханики, приемами восточных единоборств не владеющие, зато умеющие прыгать по деревьям как белки-летяги.

Еще рядового американца могут напугать размеры его страны и количество дорог на ее территории. Оно и понятно: отклонишься от привычного маршрута и попадешь черт знает куда. А тут еще правительство предпочитает осваивать природные богатства за пределами США - значит, нет в американской глуши геологов, некому по ней, бесхозной, шариться. Как следствие, заблудшие на неведомых дорожках путники натыкаются то на детей кукурузы, то на воинствующих сектантов, то на каннибалов-автомехаников.

Тяжко приходится обитателям мегаполисов на лоне природы! Как, спрашивается, им делать пи-пи, если поблизости нет унитаза? Ответ: надо его отыскать! И если посреди леса стоит одинокая халупа, значит, в ней есть унитаз. Однако столь естественное для горожанина намерение блюсти культуру не нашло понимания у вернувшегося с охоты хозяйствующего субъекта, столкнувшись во встречным и тоже вполне естественным намерением набить желудок. И, поскольку незваные гости были не сантехниками, пришедшими чистить канализацию, а туалет, очевидно, платный (и вообще, "кто хлебал в моей чашке?"), ужас пьяного зачатия вполне резонно затребовал компенсацию. Мясом. Далее по сюжету вовсю нарушается право уродов на гуманное обращение с ними.

Раньше все было проще: халтурщики знали свое место, авторитетные персоны с ними почти не знались, гиганты вроде XX Century Fox брались за прокат второсортной продукции лишь в исключительных случаях. После "Ведьмы из Блэр" правила изменились. Мэйджоры уже не пренебрегают альтернативными источниками доходов. Партнеры вынуждены брать такие фильмы в нагрузку к бестселлерам. А агрессивная рекламная кампания сделалась неотъемлемым атрибутом трэшевого жанра. Бездари и тут верны своей ограниченной фантазии: они все, как один, сравнивают свои поделки с так называемой классикой жанра и находят их более качественными, более мастеровитыми. Кто бы с этим спорил.

У любого, пусть даже самого скверного, направления имеются свои фанатики-знатоки, способные находить различия во вроде бы идентичных образцах и искренне по этому поводу восторгаться. Такие могут прочитать длинную лекцию о том, какой замечательный саунд предложила в 88-м году группа "Ласковый май", и чем он отличался от саунда группы "Левостороннее движение". Вот их тезисами бездари и пользуются - надо же как-то продвигать свой товар, и проще всего назвать его уникальной разработкой, сославшись на мнение "экспертов". Задача беспристрастного, непредвзято настроенного зрителя - не дать себя так облапошить.

И "Поворот не туда", какие бы дифирамбы ему ни пели, на нечто большее, чем рядовой трэш, потянуть не в состоянии. Просто мутантами мир не удивишь, сценами убийств, расчлененкой - тоже. В каждом низкобюджетном ужастике мельтешат девушки в коротеньких юбчонках или шортах; та из них, которая хнычет, должна погибнуть непременно и как можно скорее; но после тех, кто погиб, не догадываясь об опасности; один герой жертвует собой во имя спасения остальных; в живых остаются только двое - он и она; в финале он совершает некий выстраданный жест - например, срывает роковую табличку. Все это не в том "Повороте" имеется, зато отклонений от накатанной схемы так и не случилось. А если нет ничего нового - стало быть, нет ничего особенно пугающего. Чем еще подобное кинцо должно цеплять?

"Вспомните, что вы ощущали, входя в воду, посмотрев накануне "Челюсти". После просмотра "Поворота не туда" вы будете чувствовать то же самое, отправляясь на лоно природы. Я это гарантирую". Эти слова принадлежат Стэну Уинстону, продюсеру фильма. Мутантов бояться - в лес не ходить, короче. Если бы авторы хоть один раз в жизни вышли в лес по ягоды, по грибы, к их авторитетному мнению можно было бы прислушаться. Но по соответствию матчасти их опус может посостязаться разве что с оранжерейным сериалом "Тайга: курс выживания", герои которого, кажется, не прихлопнули ни одного комара. И если сюжетная неоригинальность еще заслуживает какого-то снисхождения (умели бы оригинальничать - снимали бы приличное кино), то фоновое неправдоподобие - просто дурной тон. "Поворот не туда" - фильм, снятый не про то, не так и не теми людьми.

Комментариев нет:

Отправить комментарий