воскресенье, 18 апреля 2010 г.

Остров доктора Моро - фильм ужасов


"Остров доктора Моро" - третья экранизация книги Герберта Уэллса, первые две мне видеть не пришлось, так что сравнить не с чем, напишу лишь о тех впечатлениях, которые вызвал фильм 96-ого года.

Герберт Уэллс всегда мне представлялся убеждённым атеистом, тем интереснее показалась попытка сценаристов придать не только социальную подоплеку происходящим в картине событиям, но и религиозно-философскую. Текст Уэллса значительно трансформировался, действие перенесено в наши дни, акценты сдвинуты. Тем не менее, сюжет вполне узнаваем.

Молодой сотрудник ООН Эдвард Даглас (Дэвид Тьюлис) вследствие авиакатастрофы попадает на необозначенный на карте остров, где проживают возомнивший себя богом ученый-биолог, лауреат Нобелевской премии, специалист в генной инженерии, доктор Моро (Марлон Брандо) и его помощник Монтгомэри (Вэл Килмер). Доктор Моро за 17 лет обитания на острове проделал массу чудовищных экспериментов над животными, соединив их гены с генами людей. Несчастных существ он называет своими детьми, а себя их отцом. Все эти полулюди наделены в той или иной мере разумом, который контролируется внедренными в организм чипами, приносящими адскую боль тем, кто нарушает закон, установленный доктором Моро.
Попав на остров, Даглас сталкивается с существами, похожими на ожившие экспонаты Кунсткамеры, поначалу он не в силах скрыть отвращение к ним, но постепенно преисполняется сочувствия и сострадания. Как и любое человеческое сообщество, колония полулюдей-полузверей обладает своей собственной философией, которую вещает местный глашатай: "Отец сделал нас людьми", - говорит он, и впервые мы сознаем, что отношения Моро и его подопечных напоминают отношения Бога и людей. Но это карикатурные, злые отношения. Правда, такими их видит лишь Даглас. Сам Моро относится к своей богоподобности всерьез, ибо разум его в гордыне повредился, полулюди же недостаточно развиты, чтобы критически воспринимать ту или иную информацию. Окруженный уродливыми существами, Моро, по иронии судьбы, сам уродлив, ибо в упор не переносит солнечного света и вынужден носить на лице страшную защитную пастообразную маску. Другой бы задумался, не является ли этот знак проклятием от Бога, но Моро не способен воспринимать себя ниже кого бы то ни было, он ведь сам бог.

- Это же сатанинство! - протестует Даглас против идеи экспериментов над живыми существами.
- Не судите о других , - отвечает Моро, - Ибо сами судимы будете. Пусть нас судят безгрешные.

Открестившись от обвинений, он переходит в наступление, утверждая, что дьявол - это всего лишь набор генов. "Исправив" порядок хромосом, Моро считает себя благодетелем. Ведь он создал первую ступень человечества, освобожденного от разрушительных сил в природе. То, что создатель улучшенного человечества не способен увидеть реальную картину того, что сам сотворил, естественно, никого удивить не может. А реальная картина такова, что звериная сущность полулюдей контролируется только болью, амфитаминами, наркотиками и вводимыми в организм эндорфинами, без которых человеческая составляющая начинает в жертвах доктора быстро распадаться.
Полулюди сумеют найти способ освободиться от контролирующих их чипов, и начнется бунт, кровавый и беспощадный, ибо за что боролись, на то и напоролись. Но сначала они всё же постараются понять свое место в этом мире. Они слишком сильно хотят быть похожими на людей, но понимают, что их природа другая, и оттого они вдвойне несчастны.
Но полулюди уже сделали первый шаг к освобождению от своего творца. "Я закон", - утверждает человекогиена и убивает создателя. Следующим шагом, разумеется, будет: "Я бог". Очень важно для получеловека, чтобы это признал и Даглас, но он отказывается:

- Вы все убили отца. Вы все съели его плоть. Так кто новый отец? Кто стал богом? Кому они должны подчиняться? Ему или ему? Видишь ли, должен быть один бог...

Люди без Бога, люди без Закона очень быстро и необратимо превращаются в зверей. А те немногие, еще сохранившие в себе человека, отказываются от надежды стать когда-нибудь полноценными людьми, ведь нужно быть тем, кто ты есть, а не кем тебя стараются сделать..
Такова философская подоплёка фильма, на которой зиждется весь сценарий. К сожалению, сценарий не так силен, как хотелось бы. Я понимаю, что осовременнивать классику - дело достаточно сложное и неблагодарное - хочется и от первоисточника далеко не уйти, и отобразить реалии своего времени. Но в результате получилось так, что герои-полулюди выглядят живее героев-людей, несмотря на то, что роль Моро исполнял замечательный Марлон Брандо, да и остальные актеры хорошо справлялись со своими ролями, другое дело, что эти роли слабовато прописаны и им было попросту негде развернуться. Хотелось бы отметить героиню фильма Айссу (Файруза Болк), которая привнесла в действие лирико-драматическую мелодию, особенно хорош ее танец перед первой встречей с Дагласом.
На высоком уровне: подбор и игра актеров, саундтрек, грим, сцена суда над человеко-леопардом, сцена бунта, а также финальная сцена, плюс общая концепция.

Слабые места: режиссура, монтаж, местами комканный сценарий, слабая вовлеченность главного героя в действие. Очень не понравилось преобладание темных тонов над светлыми, понятно, что это для создания атмосферы, но, имхо, темного в фильме избыток.

Комментариев нет:

Отправить комментарий