воскресенье, 18 апреля 2010 г.

28 дней спустя - фильм ужасов


Столь запоздалый выход фильма «28 дней спустя» в отечественный прокат вряд ли можно объяснить с разумных позиций. Ну, не попал фильм в число особо замеченных, английский кинематограф вообще не слишком жалуют у нас в прокате, но держать его в запасниках «на крайний случай» полтора года — непростительная блажь, потому как я могу назвать с ходу кучу более свежих фильмов, рывком выставленных на прилавок несмотря ни на какую конкуренцию на рынке, которые с творением Дэнни Бойла просто не идут в сравнение.

Да и не очень годится он быть заглушкой в сезон «Возвращения короля», это всякие «Готики» вполне канают на эту роль, сидеть же на просмотре «28 дней» рядом с чавкающей публикой, которой всё равно, куда идти, лишь бы не сидеть дома – занятие для настоящего стоика. Правда, сейчас ценители кино лишь на сеансах ПиДжея встречаются, на остальные фильмы заглядывать страшно. Впрочем, довольно брюзжать, приступаем к дегустации собственно продукта.



Сейчас, в эпоху возрождения жанра старого доброго трэша апокалипсическими сюжетами и картинками никого не удивишь. Сюжет таких фильмов часто бывает банален — случается нечто, что приводит мир на грань, а то и за грань катастрофы. Да собственно, режиссёр «28 дней» Дэнни Бойл, знаменитый до того своим фильмом «На игле», фильмом вполне трэшовым, и не собирается быть оригинальным, предпочитая играть по своим правилам, пока зритель наклоняется к тазику с попкорном. Фильм-катастрофа по сути, «28 дней спустя» предстаёт перед вдумчивым и ценящим оком скорее задумчивой притчей, со всей своей национальной медлительностью, с вялыми разговорами (дайте мне в руки режиссёра отечественного дубляжа, я его убью!) и очень быстрой камерой, пытающейся угнаться за ещё более энергичным бегом персонажей.

Планы пустого, вымершего Лондона сменяются интернациональными супермаркетами, дурная кровища, что хлещет из нашего брата-мутанта как пиво из бочки под жуткие крики «долби-дижитала», сменяются тягучей тишиной со скрипами и стонами. Нас тут не пытаются напугать, персонажи не совершают безумных и бессмысленных квестов со смертельным исходом, их просто несёт по пустой и страшной Англии навстречу радиоголосам.


И всё это — под звуки привычно сочного, прячущегося за каждой дверью саундтрека, ставшего в последние годы маркой английского кинематографа. Джон Мёрфи писал музыку и к «Большому кушу», и к фильму «Карты, деньги, два ствола», так что совместно с Дэнни Бойлом они составили ансамбль куда как верно демонстрирующий свету, в каком направлении нынче шагает кинематограф английский. А шагает он вот куда — все два часа просмотра вас привычно будет коробить от жалких попыток наших переводчиков осмысленно подать английскую (не американскую, а именно английскую) разговорную речь, вы будете ловить себя на постоянном ожидании очередного кино-штампа, вы будете нервничать от смеха героев, упорно изображающих из себя психически здоровых людей. А ещё вам будет трудно уследить за гениально-раскованной камерой Энтони Мантля (последний раз отличившегося в «Догвилле»), но даже со всеми её изысками вам будет не хватать обыкновенной режиссуры.

Да, «28 дней спустя» каким-то чудом выявил главный недостаток творчества Дэнни Бойла. Любая пауза у него оказывается чуточку затянутой, любое по-английски неопрятное лицо — слишком вычурным, любая картинка — надуманной. Заставляя зрителя сходить с привычной голливудской колеи, режиссёр перебарщивает, заставляя фильм не свободно скользить, а предательски вихляться в стороны. Тот ход, который был стильной штучкой во всех известных английских картинах последнего времени, в «28 днях» оказывается недостаточен. Только к самому концу фильма все эти страхи, погони и кровь обретают приличный режиссёрский сердечник. И уже тогда устремляются к намеченной цели.

У «ужастиков» общее место — отсутствие сюжета как такового, а уж т.н. «идеи» — и подавно.

Фильм, о котором речь, несомненно, обладает и тем и другим в значительной мере. Трэш как жанр часто изобилует ненужной сюжетно, попросту бессмысленной жестокостью. Фильм, о котором речь, в подобном обвинить тоже не получится.

Потому что главную мысль картины — если ты хочешь победить зверя, стань им, а если хочешь остаться человеком, побори зверя в себе — Дэнни Бойл донёс с мастерством и умением, отбросив на второй план все свои недочёты и нелепости. Что, например, ему не удалось в «Пляже». И уж точно все 50 миллионов сборов в мировом прокате фильм заработал честно. От себя же выскажу надежду, что в выходящих в 2004 году двух своих новых фильмах режиссёр Дэнни Бойл станет более режиссёром и не менее оригиналом, чем прежде.

Комментариев нет:

Отправить комментарий