воскресенье, 18 апреля 2010 г.

Мгла - Фильм ужасов


От творческого союза Фрэнк Дарабонт - Стивен Кинг зритель имеет полное право ожидать хорошего кино. Ведь предыдущие "Побег из Шоушенка" и "Зеленая миля" были именно такими. На этот раз для экранизации Дарабонт взял повесть "Туман", которая, как и многие творения Кинга, предоставляет режиссеру возможность сделать нечто большее, чем тупой ужастик.

С первоисточником режиссер обошелся бережно и аккуратно, не отступая от текста почти ни на шаг. После сильной бури, налетевшей на провинциальный городок, художник Дэвид Дрейтон отправляется в супермаркет за продуктами, прихватив с собой сынишку. В магазине его, как и остальных посетителей, вынуждает остаться странный туман, накрывший город. Спустя некоторое время Дэвид обнаруживает, что в тумане скрывается нечто ужасное, какие-то твари, предпочитающие на ужин человечинку. Постепенно убежище превращается в ловушку: опасность подстерегает не только снаружи, но и внутри.

Кинг в своей повести мастерски нагнетает напряжение и ощущение безысходности. Туман и твари, в нем живущие, отнюдь не главная пугающая сила. Эта сила направлена не на читателя, а на действующих лиц - людей, запертых в супермаркете, которых отделяет от существ из ночных кошмаров лишь стекло огромных витрин. А пугают в повести монстры, живущие в людях. И вот когда эти чудовища вылезают на свет божий из темных уголков души, питаемые страхом и неизвестностью, вот тогда становится действительно страшно.

Дарабонт старательно переносит в фильм обе линии фронта. Твари из тумана выглядят, как им и положено - мерзко и отвратительно. Вот только в соотношении с драматической составляющей "Мглы" чистый хоррор занимает, от силы, одну пятую хронометража. Отношения людей, запертых, как пауки в банке, - вот о чем этот фильм. Столкнувшись с угрозой, явно выходящей за рамки обыденности, люди немедленно стремятся подчиниться лидеру, сбиться в стадо и начать истреблять "отщепенцев". Вместо того, чтобы искать выход из ситуации, они предпочитают принять все происходящее как акт кары всевышнего, а всех несогласных немедленно признать виновными в происходящем. Каким тонким оказывается налет цивилизованности, когда среди перепуганных людей находится одна фанатичка, медленно, но верно вербующая в свою паству желающих спастись за чужой счет.

Поэтому, конечно, разочарованы будут те, кто придет на ужастик про монстров. Несмотря на то, что в фильме есть моменты, по всем критериям соответствующие этому жанру, на общем фоне психологической драмы они теряются и играют второстепенную роль. Зато на первом плане разворачивается наглядная и яркая картина превращения людей в испуганных животных. И картина эта пугает ничуть не меньше огромных жуков и щупалец, во многом благодаря актерам. Религиозная фанатичка миссис Кармоди, исполненная Марсией Гэй Харден, до отвращения убедительно превращается из обычной вечно недовольной тетки в злобную, кровожадную безумную пророчицу, которая впервые ощутила настоящую власть над людьми. Чуть менее яркое впечатление производит Дэвид Дрейтон (Томас Джейн). Но зато мальчик, его сын, удивляет настоящими эмоциями, ничуть не переступая за грань реалистичности, как это часто бывает с детьми.

Что до обещанного умопомрачительного финала, который Дарабонт придумал сам (единственное, в чем он рискнул отойти от первоисточника), то лично мои ожидания не оправдались. С одной стороны, такое развитие событий вполне в духе самого Кинга, и если бы не существующий на бумаге финал повести, то можно было бы подумать, что финал фильма - дело рук самого писателя. С другой стороны, картина с изображением Роланда и красной розы, чудовища, очень похожие на омароподобных тварей из Западного моря, упоминание множества миров, все эти маленькие аллюзии на "Темную башню", проскакивающие в фильме, зародили во мне надежду, что в конце концов все как-то завяжется на удивительный мир, созданный Кингом в масштабной истории про последнего стрелка. Но нет. Намеки остались лишь намеками и, возможно, данью уважения режиссера к многолетнему труду писателя. А финал не оправдал опрометчиво возникших надежд.

Комментариев нет:

Отправить комментарий